Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 19.09.2018, 15:30

МБОУ "Лицей №101"

Сведения об образовательной организации
О лицее
Учебная деятельность
Поиск по сайту

Как научить ребёнка писать без ошибок?



По статистике 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность?
Если ребенок делает ошибки, родители  заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.
 Таким детям ставят диагноз – дисграфия. По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %!
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Как такое возможно?
Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.  Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные.  Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:
1.    Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
 2.    Пропуск букв.
 3.    Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
 4.    Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
 5.    Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
 6.    Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
 7.    Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).
И, наконец, «неаккуратность»  в тетради:
8.    Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
 9.    «Съезжает» со строчек к концу предложения.
 10.    Переносит слова как попало.
 11.    Часто не делает пробелов между словами.
 12.     Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.
Как можно помочь ребёнку с дисграфией?
Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:
1.    Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.
2.    Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.
3.    Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».
Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…
Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.
Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям:
Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила  даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
Чаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит  произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции.  А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.



 Учитель-логопед:Зайберт.Н.Н.           
        

Мы находимся

Алтайский край,
г. Барнаул,
ул. 50 лет СССР 53
656057
e-mail: licei101@mail.ru
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Температура
Статистика



Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Друзья сайта
БИЦ ЛИцея 101

Официальный сайт города Барнаул

Комитет по образованию города Барнаул

Официальный сайт Алтайского края

Российское образование

Информационный портал единого государственного экзамена

Официальный сайт Алтайского края

Министерство образования и науки Алтайского края

Аттестация в Алтайском крае

ФЦОИР

ЦОР

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Форум АКИПКРО
Алтайские каникулы

Алтайский образовательный портал
Информация об учреждениях профессионального образования Алтайского края

Школьная карта







Родителям школьников Алтайского края
Акиац


"Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ"
Независимая оценки качества оказания услуг

Линия помощи «Дети Онлайн»
МБОУ "Лицей №101"

Сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №101" licei101.ru